Топ-5 осенних событий современного искусства

 

Мария ГаниянцМария Ганиянц, журналист

 

Выставка фламандского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты»

Выставка фламандского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты»

Государственный Эрмитаж (Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Главный штаб), Санкт-Петербург.

22 октября 2016 года – 9 апреля 2017 года

Ян Фабр – самый известный современный бельгийский художник и скульптор, — не скрывает, что его творчество выросло из традиций классической фламандской живописи. Возможно, поэтому  произведения Фабра одинаково хорошо смотрятся и на площадях современных мегаполисов и в залах старинных музеев. На выставке в Эрмитаже, идея которой родилась после посещения художником Петербурга и  выставки автора в Лувре, где его работы разместились в залах фламандской и голландской школ живописи, творения художника вновь будут вести своеобразный диалог с шедеврами прошлого.

Кстати, многие работы выполнены специально для российской экспозиции. Куратор проекта и заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков  пояснил Forbes, что выставка  Яна Фабра — сложный и многозначный комментарий ко всемирно известной музейной коллекции фламандских мастеров. «Дело в том, что дед Фабра был знаменитым энтомологом.  И первая отечественная выставка Фабра  подобна бабочке, распростершей своё старое и новое крыло по двум сторонам Дворцовой площади, в центре которой, подобно гигантской энтомологической булавке, высится Александрийский столп. Это выставка про то, как современное искусство рыцарственно оберегает старых мастеров и смиренно преклоняется перед их великими творениями. Работы Фабра выполнены из каррарского мрамора, золота, перьев, спинок жуков-златок. С совой из часов «Павлин» через Зимний сад переглядываются неусыпные головы сов — вестников смерти. А скульптурный автопортрет художника упёрся в старый холст так, что кровь из разбитого носа стекает к его ногам».

 

Персональная выставка Герхарда Рихтера  «Абстракция и образ».

Персональная выставка Герхарда Рихтера «Абстракция и образ».

Еврейский музей и центр толерантности, Москва

9 ноября 2016 – 5 февраля 2017

Первая персональная выставка Рихтера в России -  событие знаковое для отечественного культурного пространства.  Немецкий художник Герхард Рихтер – один из самых известных и дорогих современных авторов. Хотя сам он и скептически относится к заоблачным ценам на contemporary art, называя  их абсурдными.

В центре экспозиции Еврейского музея —  инсталляция «Биркенау» 2014 года,  серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий  концлагеря. Главный куратор  «Еврейского музея и  центра толерантности» Мария Насимова рассказала Forbes, что на выставке будет представлено главным образом абстрактное направление  творчества Рихтера. «Мы сконцентрировались только на этом исходя из ключевых произведений, которые являются центром экспозиции, такие как серия живописных работ «Биркенау». Мы покажем как одну из самых ранних абстрактных работ 1973 года — Grau, так и совершенно новые работы, созданные в 2016 году и никогда раньше не демонстрировавшиеся. Тем самым, мы дадим зрителю полное представление о развитии абстракции в творчестве одного из самых выдающихся художников ХХ века. Безусловно, все вышесказанное позволяет объявить эту выставку важным событием на культурном поле. Однако стоит отметить, что эта выставка не является ретроспективой автора, хотя он давно ее заслуживает в России». 

 

Выставка «Группа ZERO: Гюнтер Юккер, Хайнц Мак, Отто Пине»

Выставка «Группа ZERO: Гюнтер Юккер, Хайнц Мак, Отто Пине»

Мультимедиа Арт музей, Москва.

24 сентября — 13 ноября

Невероятно красивая выставка арт-группы ZERO открылась  на днях в Мультимедиа Арт музее. В конце 1950-х годов  художники из Дюссельдорфа — Хайнц Мак и Отто Пине, а также Гюнтер Юккер, который  присоединился позже, — заявили о желании обнулить мировую историю послевоенной Европы, и основали группу и журнал ZERO.  Они стремились к миру «где искусство перестает быть делом одиночек», призывали исследовать пустоту, отказаться от цвета, эмоции и самовыражения. Очень быстро группа доросла до международного сообщества,  в которое в разное время входили  Лучо Фонтана, Жан Тингели и Ив Кляйн. Пять лет назад музей уже показывал итальянскую часть этого международного художественного движения.

На выставке в Москве можно увидеть огромную инсталляцию из песка Гюнтера Юккера, песок для которой  специально везли в мешках из Германии, светящиеся привидения Отто Пине и  «Разнообразные колонны» Хайнца Мака. Эта работа  1960-1969 годов, напоминающая светящиеся  небоскребы, сделанные из новых материалов, в том числе и из специального алюминия, который использует НАСА.  Мак в начале 1960-х годов размещал светящиеся инсталляции в труднодоступных местах, пустынях или на море. Директор музея Ольга Свиблова рассказала Forbes, что название группы -  Zero -  не пустота, это новая стартовая точка, поэтому подзаголовок выставки — «Старт в будущее». «Эти три великих современных художника второй половины ХХ века показывают, с чего начиналась их творческая деятельность, когда Дюссельдорф стал центром не только немецкой, но и мировой художественной жизни, а молодые художники искали новую точку отсчета для творчества и жизни после великой трагедии второй мировой войны и краха нацизма. Гюнтер Юккер – один из самых моих любимых художников. В 1988 году в Москве состоялась его выставка в Центральном доме художника, и это было одно из самых сильных впечатлений для меня от встречи с современным искусством. Мощь Гюнтера Юккера, так называемого «гвоздевого» художника, невероятная концептуальная стройность, в которой развивалась его художественная вселенная, они и сейчас делают для меня работы Юккера самыми желанными. Признаюсь, мы уже несколько лет мечтаем, и я уверена, что у нас получится сделать его персональную выставку. Надеюсь, что это случится, потому что привезти этого мощнейшего художника (а он, кстати, в свои восемьдесят с лишним выглядит так же и еще лучше, чем в двадцать пять, когда начиналась группа Zero) было бы большим счастьем и самым большим подарком и музею и его зрителям. Но и сегодня, на нашей выставке, мы видим, каким образом начало его творчества  — его динамические конструкции гвоздевые инсталляции, инсталляции с песком — повлияли на развитие современного искусства. Если задаться вопросом «делать бы жизнь с кого», то «делать с Гюнтера Юккера» — хороший ответ». 

 

Выставка  «Сюрреализм в Каталонии»

Выставка «Сюрреализм в Каталонии»

Государственный Эрмитаж, Зимний дворец, Надворная галерея, Санкт-Петербург

29  октября2016 – 05 февраля 2017

«В том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны,  виноват трамонтана», — так говорил Сальвадор Дали, обвиняя северные ураганные ветра в истоках каталонского сюрреализма.
Выставку художников Ампурдана во главе с Сальвадором Дали в Эрмитаже планировали показать еще в 2013 году,  но с тех пор ее открытие несколько раз переносилось.

 И если все-таки, если петербуржцам повезет, то в конце октября в Эрмитаже покажут не только восемь работ Дали, но и около 70 произведений основателей, идеологов и последователей испанского сюрреализма — так называемого «сюрреализма Ампурдана». Произведения сюрреалистов предоставят различные музейные институции,  в том числе   театр-музей Дали в городе Фигерасе, а также фонд Жоана Миро и Национальный музей каталонского искусства в Барселоне.

Выставка «Свидетельства» (Сергей Эйзенштейн, Франсиско Гойя и Роберт Лонго)

Выставка «Свидетельства» (Сергей Эйзенштейн, Франсиско Гойя и Роберт Лонго)

Музей современного искусства «Гараж», Москва

30 сентября 2016 — 5 февраля 2017

В «Гараже» открылось сразу несколько выставок, сделавших это место обязательным  к посещению до Нового года.

Выставка «Свидетельства», объединившая написанные черно-белые, написанные углем огромные картины художника  и режиссера Роберта Лонго с рисунками и фильмами Сергея Эйзенштейна и литографиями Франсиско Гойя,  в том числе изъятыми в  1799 году инквизицией офортами «Капричос».

Уже не важно, хочет ли Лонго войти в историю наряду с классиками, или уже стал ее частью, но мрачные фантазии Гойи и раскадровки Эйзенштейна вкупе с его фильмами, замедленными настолько, что на просмотр «Александра Невского» уйдет почти неделя, отлично сочетаются с размышлениями самого Лонго на тему «Герники» или трагедии 11 сентября. Черно-белая дихотомия искусства объединяет.

Сам Лонго рассказал  Forbes, что работать с «Гаражом» было большим удовольствием, так как, по его мнению, это один из лучших музеев мира: «Мне очень нравится смотреть на замедленные кадры фильмов Эйзенштейна, это потрясает. Во многом этот проект о том, что не стоит спешить жить, надо замедлиться, мир слишком быстро вертится. И еще важно помнить, возможно, это и есть главная мысль выставки, что художник – это свидетель времени, в котором он живет».  

Еще одна выставка - «NSK: от «Капитала» к капиталу»  — знакомит нас с югославским искусством ХХ века. Это первая крупная российская выставка арт-группы Neue Slowenische Kunst , создавшей после развала Югославии свое государство во времени, с музыкой, театром, и картинами, облаченными в обтянутые оленьим мехом рамы.  

А встречать посетителей «Гаража» будет инсталляция китайской художницы Инь Сючжэнь —  гигантская пилюля, созданная из красно-белой одежды обитателей нашей столицы,  идеальное место для релаксации.

 

Cсылка на оригинальный материал Forbes http://www.forbes.ru/uvlecheniya-photogallery/329399-top-5-osennikh-sobytii-sovremennogo-iskusstva/photo/1

Ключевые слова: , , , , ,

 ПредыдущаяАрт-новостиСледующая 
Хотите быть в курсе новостей
современного искусства?
Подпишитесь на Наши обновления